Мир! Дружба! Жвачка!: ностальгия по 90-м и её Echo
Почему «Мир! Дружба! Жвачка!» — зеркало 90-х и наше «Stranger Things"
Современное телевидение всё чаще обращается к каменным рудникам ностальгии, создавая сериалы, которые не только вызывают тёплые воспоминания, но и открывают новые горизонты для анализа прошедших эпох. Среди них выделяется проект Ильи Аксенова «Мир! Дружба! Жвачка!», который воплощает в себе дух 90-х годов в России, замечательно перекликаясь с известным американским сериалом «Stranger Things». В данном материале мы детально рассмотрим, как этот проект, через призму девяностнической эстетики, рассказывает о становлении молодого поколения, выросшего на развалинах Советского Союза.
Откуда берется ностальгия?
Для представителей поколения миллениалов 90-е годы символизируют эпоху масштабного перехода от привычной советской стабильности к бушующему рынку дикой экономики. Этот период стал временем не только экономической растащенности, но и творческого возрождения, изумительного культурного бума. Привлекательность «Мир! Дружба! Жвачка!» заключается в глубинном отношении к этому времени, представленному через призму подростковых переживаний, раздувающегося между крышами многоэтажек, шумными рынками и старыми видеокассетами.
Если в «Stranger Things» центральной эпохой выставлены американские 80-е, то «Мир! Дружба! Жвачка!» запечатлевает отечественные 90-е — время, полное свободы и хаоса одновременно. Этот баланс ощущается на каждом шагу — будь то декорации, музыкальные заставки или же развивающиеся сюжетные линии.
Сюжет: приключения подростков в криминальной реальности
В центре сюжетной линии находятся четверо друзей: Санька, Вовка, Илья и Женя. Их дружная компания, которую нарекают «Братством крыши», оказывается в водовороте событий, наглядно отражающих дух того времени. С одной стороны, они вступают в противостояния с местными хулиганами, с другой — становятся свидетелями столкновений двух криминальных группировок: ветеранов Афганистана и кавказской мафии. Эта основополагающая линия позволяет увидеть атмосферу 90-х через призму подростковых переживаний, свободных от жестокой взрослой циничности.
Особое внимание стоит уделить внутренним конфликтам, с которыми подростки сталкиваются в своих отношениях с родителями и друг с другом. Например, сантехник Санька наблюдает, как его мама, вынужденная вести хозяйство, сталкивается с разными демонами: от воспоминаний о несчастливом браке до борьбы с внешними трудностями. В то время как дедушка активно пропагандирует культ силы, его отец, писатель с заниженной самооценкой, не в состоянии справиться с заковыками времени.
Вдохновение из прошлого
Сравнения с «Stranger Things» выглядят весьма логичными: группа друзей, по сути, выступает против стабильной угрозы, погружая зрителя в атмосферу определённой исторической эпохи. В отличие от фантастических моментов, в «Мир! Дружба! Жвачка!» нам открываются более приземлённые, реальные угрозы, знакомые постсоветскому населению. Здесь отсутствуют доисторические существа, а вместо них простые «волки» и «быки» — бандиты, отразившие криминальную поэзию 90-х.
Визуальное оформление сериала также заслуживает отдельного взгляда. Флешбэки излагаются так, как будто мы перематываем видеокассету, а сцены конфликтов разыгрываются без обрывов, создавая эффект абсолютного присутствия. Особенно запоминается сценка, где разгромлен рынок — нечто похожее также присутствует в культовом фильме «Бык».
Культура 90-х в деталях
Декорации и реквизит, используемые в сериале, мастерски воссоздают эстетику того времени:
- Вещевые рынки, с предложением варёных джинсов, бейсболок с надписью «USA California».
- Поп-культура, представленная постерами с Сильвестром Сталлоне и кадрами из фильмов, таких как «Кикбоксер», которые украшают стены героев.
- Игровая приставка Dendy, на которой персонажи погружаются в битвы «Street Fighter», подчеркивая популярность пиратских копий западных игр.
На фоне всего этого музыкальное сопровождение умело миксует хиты эпохи (Dr. Alban, Ирина Аллегрова, Haddaway) и современные каверы, например, исполнение Сироткина «Дыхание» на песни «Наутилуса Помпилиуса».
Гендер и токсичная маскулинность
Примечательно, что хотя в сериале представлены крепкие женские персонажи, такие как Женя, мать Саньки и девушка Алика, сам проект остаётся отражением патриархальной культуры. Женщинам приходится вести активную борьбу за своё право на существование, зачастую сталкиваясь с мужчинами, котующиеся по правилам «лихих 90-х». Тем не менее, женские персонажи добавляют неповторимую глубину в сюжет, напоминая, что перемены затрагивают и женщин, и мужчин.
Почему «Мир! Дружба! Жвачка!» важен?
Этот сериал не только способствовал созданию достоверного ощущения 90-х, но и переосмыслению их реалий, смотря на них с высоты сегодняшнего дня. Он является не только развлекательным произведением, но и культурным исследованием, которое демонстрирует, как поколения миллениалов, выросшие в сложных условиях, сформировали свои жизненные ценности.
Благодаря «Мир! Дружба! Жвачка!» мы имеем возможность перенестись в реалии прошлого, что сродни диалогу между эпохами, способному объединить зрителей, независимо от их жизненного опыта.